Несколько полезных советов для тех кто решил покататься на сноуборбе:

Определение ведущей ноги. Бордеры делятся на две группы — регуляры (те, у кого левая нога ведущая) и гуффи (те, у кого правая нога ведущая). По исследованиям регуляров больше. Подавляющее большинство тех, кто умеет кататься, может ездить как левой ногой вперед, так и правой. Но при этом какой-то вариант все равно комфортней. Даже у профессиональных райдеров есть предпочтение, так что определяться надо и вам 🙂 Есть несколько тестов (кстати не пугайтесь, если один тест будет противоречить другому, такое бывает):

Как правильно кататься на сноуборде, полезные советы.

1. Встаньте ровно, ноги на ширине плеч. Попросите кого-нибудь толкнуть вас в спину (только без фанатизма, мы тут не разбитого носа добиваемся). Когда вы потеряете равновесие, то шагнете одной ногой вперед. Та, которой шагнули, и есть ведущая. Если перед тестом не зацикливаться на мысли о ноге, то тест довольно объективен. Можно для разнообразия сделать несколько раз.

Как правильно кататься на сноуборде, полезные советы.

2. Тест из детства (кого я обманываю, вчера по дороге на работу так делал) — представьте (или найдите во дворе) полосу льда. Ваша задача разбежаться и прокатиться по этой полосе. Какая нога впереди, та и ведущая. Лично я для себя определился именно так.

3. Сложите руки на груди в замок не думая (да, это крайне логично определять ногу при помощи рук). Левая рука сверху, значит левая нога ведущая, правая — ну в общем вы поняли.

Есть и другие тесты, но этих должно хватить. Встречал случаи, когда тесты показывали разные результаты. Знаю человека, у которого все тесты показывают на левую ногу, но он гуффи 🙂 В общем в худшем случае при поучении почувствуете дискомфорт, сменить ногу в самом начале пути — это не проблема.

Никогда, ни при каких обстоятельствах сноуборд не должен лежать на склоне на своей скользкой стороне (так называемом «скользяке»). Если вы кладете доску на склон, то кладете ее только креплениями вниз. Даже если вам кажется, что тут совершенно ровно, не рискуйте. Замечательное изобретение весом около 3.5 кг за сотню метров по склону наберет такую скорость, что при столкновении с человеком без проблем сломает ему ноги, нанесет страшные порезы, а если вовремя подскочит на кикере или просто ребенка встретит, то легко может и убить.

Непосредственно на склоне у вас непременно возникнет вопрос «А как же встегиваться в борд на наклонной поверхности». Есть три известных мне способа:

Как правильно кататься на сноуборде, полезные советы.

1) Встаете лицом к вершине горы, кладете сноуборд перед собой перпендикулярно склону. Наступаете на нижнюю часть сноуборда по середине не ведущей ногой. Таким образом борд оказывается временно зафиксирован. Встегиваете ведущую ногу в крепление. А дальше надо сделать ступеньку. Отводите невстегнутую ногу чуть назад, а встегнутой начинаете потихоньку стучать в склон, предварительно поставив борд параллельно земле (не склону, а земле!). Образуется небольшая ступенька. Отодвигаетесь сантиметров на 20 в сторону (в зависимости от того какая нога встегнута — если левая, то влево, если правая, то, дайте подумать, да, правая.) и продолжаете ступеньку. В идеале ступенька должна быть поперек склона длиной примерно с ваш борд. Дальше надо проверить качество вашей ступеньки. Переносите невстегнутую ногу на борд рядом с креплением. Если борд никуда не двигается, то можно встегивать вторую ногу и ехать кататься. Если начало тащить в сторону или вниз, ступеньку надо углублять до победного конца. Под заготовки ступенек можно использовать чужие ступеньки или просто широкие колеи поперек склона. Лично я предпочитаю именно этот способ почти всегда (кроме случая, который описан чуть ниже).

Как правильно кататься на сноуборде, полезные советы.

2) Садитесь на склон, берете борд посередине одной рукой за передний кант, ставите его поперек склона под углом градусов 45 к склону. Не отпуская руки (именно в этом случае новички теряют доску, будьте внимательны, пожалуйста) встегиваете одну ногу в крепу. Только после того как одно крепление полностью застегнуто отпускаете передний кант и встегиваете вторую ногу. После этого крайне важно проверить плотно ли вы застегнули первую крепу — по моему опыту на сильном склоне бывает довольно сложно сразу поставить первую ногу достаточно плотно к хайбеку, из-за этого крепа не будет застегнута как надо, а значит контроля на этой ноге будет меньше, чем вы можете ожидать. Много народу предпочитают встегиваться именно так, я им не пользуюсь вообще, хотя против ничего в принципе не имею.

3) Третий способ представляет собой некую комбинацию из первых двух, описанных выше. То есть стоя встегиваете ведущую ногу, потом разворачиваетесь лицом к склону, садитесь и встегиваете вторую ногу. Этим способом я пользуюсь если склон слишком крутой и жесткий -сделать ступеньку на проратраченном склоне не всегда возможно, а иногда там банально мало снега, и пробивать до земли трассу там, где сам потом поедешь — это мазохизм.

Как верно советовали, перед катанием очень полезно разминаться. Потянуть мышцы очень просто, особенно на фоне общей усталости в конце дня. 5-10 минут потраченного времени сэкономят вам несколько дней с противной ноющей болью.

Немного о грустном — как падать. Повторю еще раз — сноуборд не терпит резких движений. Так что все, что вы на нем делаете, надо изо всех сил стараться делать плавно. Если вдруг вам надо резко затормозить на скорости, то не стоит стараться в одно движение поставить доску якорем. Если скорость приличная, или стоите чуть неверно, вас выбросит. Но есть ситуации, которые не зависят от райдера, например наледи. Причем особенно классно найти лед не всем бордом, а только какой-нибудь его частью. Если это еще и на вираже происходит, фонтан эмоций вам обеспечен. И так, главное — по возможности надо всегда стараться падать на склон в сторону вершины. Во-первых расстояние до земли меньше, а во-вторых если ниже по склону камень или дерево, вы их доской встретите, а не головой. Если вы посмотрите видео супер крутых райдеров, то заметите, что на виражах они находятся очень близко к склону, и зачастую касаются его руками. Делают они не потому, что хотят выпендриться (хотя да, и этого тоже хотят) перед общественностью, а потому, что если они поймают кант на такой скорости и вылетят через борд, ничем интересным для их здоровья не закончится.

Старайтесь сделать ваше падение контролируемым, по возможности до самого момента касания с землей старайтесь погасить скорость.

Если все же вы поймали передний кант, приземляться надо не на кисти рук (запястья от таких шуток вылетают только так), а на сложенные в блоке (примерно как у боксеров) руки.

Если поймали задний кант, надо постараться как можно сильнее наклонить голову вниз. От удара это вас не спасет, но так вы ударитесь только копчиком и спиной и, возможно, не получите сотрясения.

Я не хочу никого обманывать, это очень опасный спорт. Падают все(!). Да, профессионалы падают намного реже, но падения у них случаются куда как более страшные. Рассчитывайте свои силы, не прыгайте выше головы, и будете приезжать с отпуска с синяками и небольшими растяжениями, а не в гипсе и с сотрясением.

В горнолыжном спорте кстати наблюдается эффект «водителя-второгодки». Это когда водитель автомобиля за рулем уже аж 2-3 года и думает, что все знает и умеет. Число аварий с такими людьми намного больше остальных групп. С райдерами все абсолютно так же — в какой-то момент вам покажется, что вы отлично держите склон и потеряете бдительность. У чересчур самоуверенных людей интересные диагнозы, а иногда и очень красивые памятники. Берегите себя и окружающих 🙂