Немного правды о Битве Экстрасенсов.

73

Сразу оговорюсь — здесь я хотел бы рассказать о простых вещах, про которые говорить сложно.

В офисе агентства, которое занимается съемками «Битвы экстрасенсов» я оказался через HeadHunter. Им нужен был продюсер сюжетов. Т.е., человек, который способен найти тему, контактировать с реальными людьми, в следствии — писать сценарий на очередной сюжет (в моем случае » выездной). Все вдохновляло на работу, пока работа не проявила себя уже на ранней стадии. Честно — я ничего не знаю, о технической составляющей съемок, хотя с Пореченковым как-то даже удалось перекинуться двумя фразами.
Итак, на съемки приходят — кто во что горазд. Но совсем freestyle не допустим, ибо есть такой специально обученный человек по имени «имидж-директор». Шоу, все таки. Тут-то и начинается клоунада.

Антураж и люди

Выездных съемок, по сути, очень мало. Во-первых, это дорого. Во-вторых, почти никогда не нужно. Они же экстрасенсы. Они на расстоянии могут все. Зеркала, кольца, бубны, наручники, трости… все идет в ход, чтобы обыкновенного человека превратить в мега-прокачанного шамана 80 LVL.

Интерьер павильона меняется регулярно. Но это все просто — павильон на то и павильон, чтобы быстро преображаться. Честно признаюсь, не в курсе, где он находится и правда ли там все так меняется. Вполне допускаю мысль, что все происходит на фоне зеленого или синего полотна, которое вскоре меняется в MacPOWER на необходимый фон. Не подкопаешься.

Верите ли вы в призраков, как боюсь их я? Признаюсь, я видел одну женщину, которая жила всю жизнь от меня на расстоянии трех тысяч километров всю жизнь. Никак и никогда мы не могли пересечься — это глухая деревенька в Ярославской области, где мне довелось повстречаться с этой пожилой «колдуньей». Я своим ушам не верил, когда она рассказала мне мое детство, мои болячки и мои неудачи в личной жизни. Это казалось сном. Я к тому, что, такие люди есть. И она мне сказала, что по возвращению в Москву (цитирую) «красная лента может найти тебя». Я тогда не догнал, о чем речь. Красной лентой оказался взрыв на Лубянке. Я проехал тогда от Лубянки на один поезд впереди. Сзади идущий был взорван на станции. Думай, после этого…
Что же мы видим в БЭ? Ряженые клоуны, которые со всякими четками, битами, бубнами… тьфу… А что я делал с той бабулей из глухой деревни? Я с ней чай пил. И просто разговаривал. В общем, шоу. Идем к самому страшному.
Вы считаете, что труп, это страшно? А видели ли вы живых трупов?
Когда мне было поручено задание найти нераскрытое убийство на территории Московской области или любую другую неразгаданную трагедию я, как журналист, пошел по пути наименьшего сопротивления. Пошел методом, который до сих пор используется, т.к. я его уже чувствую.

О морали и совести

Как проще всего найти иголку в стоге сена? Нужно прыгнуть на стог голой жопой. Что я и сделал. Я, вооружившись бутылкой Hennessy и коробкой дорогих конфет, отправился к заместителю руководителя пресс-службы ГУВД (не буду говорить, какого).

Моей целью были: архивные нераскрытые дела. Т.е., висяки. Собственно, все должно было пройти как по маслу. ГУВД — респект за раскрытое дело (я в этом сомневался, но мне поверили в искренности моих намерений), мне — отличный репортаж. Все худшее, что произошло в моей жизни было уже по телефону. Включите воображение.

В Раменском районе Москвы в 1997 году пропали четыре девочки. Год 2010. Вы родитель. Вам звонят, и говорят, что мы можем помочь найти ваших девочек. Звонят людям, которые уже смирились спустя 13 лет, что все. Что нельзя так дальше жить, нужно жить иначе. И тут — голос из прошлого.

Я сделал одну передачу. И ушел. У меня не хватило ни нервов, ни совести. Это при том, что я год проработал в газете «Криминальная Россия», и мне — что труп, что его останки — все едино. Но здесь шаблон был порван, а купол разрушен.

О правде, наивности и идиотизме

На самом деле, экстрасенсы там есть, в этом проекте. Они разбавлены идиотами и самодурами с бубнами, но есть и реальные «человеки». Наряжают их просто так и заставляют клоунами выглядеть. Мистика, все ж таки.

Но во всем этом есть ряд больших НО:

— в секрете не держится разгадка задачи (как минимум, внутри съемочной и режиссерской группы);

— SMS-голосование определяет, кто наименее рейтинговый персонаж, и он с гонораром благополучно отправляется восвояси «шаманить» с БООльшой галочкой в послужном списке;

— сценарий шоу подразумевает собой «затяг». Затяг — это прием, который должен выдержать полный метр шоу. Будет меньше на монтаже — пепелац. Все заново. А сие есть дорого.

Бутафория и Яирофатуб

Прикольные название — двигатель прогресса. Все те амулеты, с которыми нас знакомят с экрана участники «БЭ» — подчас прописаны изначально. Кольца, ожерелья, посохи и прочее — суть, антураж.

В этом плане мне крайне импонирует Иван Охлобыстин, который хоть и весь в наколках, но все же для меня авторитет. Нет ни одной фразы, ни одной наколки, ни одной «фенички» на его руке, которые бы не имели смысла. В «БЭ» смысла нет ни в чем. Это шоу, и оно должно быть красивым. Иначе его никто смотреть не станет. Эдакий, гламур вкупе с мистификацией.

Игра на психологии зрителя

Мы смотрим программу, как под гипнозом, и боимся того, что происходит с героями шоу «БЭ», не можем оторваться от экрана — мы ждем продолжения. Страх заставляет сердце чаще биться, ведь каждую историю мы, как одежку, примеряем на себя — а вдруг со мной такое случиться, или с моими родными? Это почище любого фильма ужасов.

С точки зрения media-production — это основной инструмент. Психология зрителя непоколебима. За все время потребления медиа (от боевых листовок, газет, радио и, наконец, телевидения) — в нас наследственно впаян стержень правдивости масс-медиа. И правдивость есть. Во всяком случае, именно аппеляция на правду — основная задача продюсера того или иного продукта. Иначе его продать будет невозможно.

В этом аспекте мне очень понравился один из комментариев на оф. сайте «БЭ»: «Как-то посмотрела эту передачу и была удивлена небольшим количеством «попаданий». Но типажи там классные!

Чего стоят заявления: «Здесь я чувствую отрицательную энергию!» Естественно, туда, где все хорошо экстрасенсов не зовут! Отрицательную энергию в таких случаях «почувствовать» не трудно».

…есть такие люди!

Да, имеются персонажи. Самые смешные — это те, у которых кошки по ночам посуду бьют, попугай клетку открывает и закрывает сам, а в отсутствие хозяев творит бесчинства. Есть еще такие, что газ забыли выключить и дом взорвался. А еще соседей домовой затопил. Или Хока борщ на пол уронила. Бывает, что родник на 10-м этаже пробивает посреди зала. Еще гуси дохнут в деревне. Корова не телится.

Эти люди звонят, шлют письма, просят, даже деньги предлагают. Однако, суть не в том. Большинство из них хотят оказаться в «ящике». На себя посмотреть, соседям доказать истинность сказок. А, может быть, и правда верят.

На все это у экстрасенсов есть ответ. Однажды они нашли под домом кладбище, это было в Одинцовском районе Москвы. Правда, я его тоже через гугл нашел. И, да, там жилой массив. А гуси подохли потому что эпидемия была некая. А корова не телилась, потому что денег было не на прививку, а на письмо в production «БЭ». А вода потекла, потому что горе строители умудрились меж двух плит гофрированую трубу провести. Борщ разлила кошка Манька, а попугаю Попка очень нравится в гордом одиночестве точить мебель в квартире. И он, конечно же, понимает, что если его за сим застукают — мало ему не покажется. От того и клетку даже закрывать научился.

Под конец не могу не вспомнить те рыдания людей, матерей, отцов, братьев и сестер, бабушек… всех, кого мне приходилось обзванивать с целью «найти». Найти то, что уже безвозвратно утеряно. Ушло из их жизни. Будто бы в загробную жизнь звонил.

P.S. Бесконечно извиняюсь, за некоторые доводы из своей собственной жизни, но меня реально взбесило, когда моя мать смотрела некую передачу про эзотерику по ТВ-3 и звала меня посмотреть вместе с ней, ибо говорят умные вещи, к которым нужно прислушаться. Бесполезно было объяснять, что эти «умные вещи» писал я и два моих коллеги специально для ТВ-3 в пьяном угаре 2 января 2011 года. Бесконечно умные вещи. Бесконечно бездоказательная база. Бесконечно недоказуемая. Ибо ТВ и пресса — есть наше все. Аминь.