Советы начинающему фрилансеру

14

Так ли хорош фриланс как о нем говорят. Сам был и наемным работником, и «халтурщиком» по друзьям, и вот теперь полноценный
фрилансер. Поэтому могу рассказать о всех плюсах и минусах этой работы.
Минусов достаточно много, так что готовьтесь Наверняка многие слышали, как здорово быть фрилансером: куда хочу, туда лечу и где хочу, там работаю. В этих словах есть доля смысла. Когда-нибудь вы станете высококлассными спецами и будете брать И заказ в месяц, и вам будет этого хватать. Но — не сейчас.
Перед выходом на такой уровень предстоит не один год упорного труда. Дело не в таланте, способностях или образовании. Дело всегда в опыте: опыте работы в принципе и работы с клиентам в частности. Ведь клиенты бывают разные, и никогда наперед не угадаешь, какой он будет. Бывают взбалмошные и спокойные, терпимые и дергунчики, щедрые и такие, с которыми приходится торговаться за каждый рубль.

Советы начинающему фрилансеру

Отрицательные стороны.

Прежде всего это значительные вложения в начале дела. Всю технику, мебель и вообще все условия для работы вы создаете себе сами. Если у вас нет хорошей системы или дом ваш — рухлядь то это все придется организовывать из своего кармана. Советую сразу побеспокоиться за носители информации — случаев когда фрилансер терял все свои наработки за годы из-за банальной невнимательности к жестким дискам, я знаю десятки.

Что у нас второе… Не советую на первых порах мечтать о молочных реках и кисельных берегах. Будет сложновато. Пока нет постоянной базы заказчиков многие фрилансеры демпенгуют (чего очень не советую делать), то есть берутся за работу за копейки. Этим вы только вызовете неуважение к себе со стороны других фрилансеров и сомнение в вашей квалификации у работодателя. Тут есть тонкая грань — деньги, которые вы можете попросить за то качество, с которым вы выполняете работу и деньги, которые вы хотите получить. Здесь каких-то советов не будет; разве что изучите рынок, средние цены и не опускайтесь ниже. Из-за неопытных демперов заказчики не хотят платить за качественную работу, от чего страдают профессионалы своего дела.

Пожалуй, самый основной недостаток.

Человек-оркестр. Вы должны следить за доходами и расходами, быть менеджером по работе с клиентом и исполнителем, директором и «тем парнем, что чинит принтер». На все эти дела в течении дня нужно находить время, и немало времени.

Общение с клиентом порой занимает чуть ли не половину времени исполнения проекта.

Советы начинающему фрилансеру

Положительные стороны.

Самая приятная черта фриланса это ваше время. Вы можете тратить его как вам больше хочется. Вы не прикованы к стулу в офисе. Хочу вас предостеречь — самое большое заблуждение новичка в том, что кажется, будто времени вагон. Это не так. Нужно работать, и работать не менее 6 часов в день, иначе поначалу тяжело выжить. К тому же, если работать в день определенное одно и то же количество часов, потихоньку привыкаешь и уже спокойно садишься с утра и работаешь. Тратьте время с умом!

Шикарное преимущество перед офисом — вы сами выбираете, над чем работать. Вас никто не заставит делать то, что вам не хочется. Частая проблема в фирме — вам приносят работы и её нужно сделать. И никуда не отвертишься от этого. И еще сделать нужно вчера, фрилансер сам ставит сроки и называет цену.

Вы вправе отказать заказчику в исполнении его заказа, если он кажется вам сложным, дешевым или просто вам некогда.

Главное — объясните причину отказа. 60-70% заказчиков возвращаются вновь с более выгодными условиями.

Парочка советов на посошок.

1. Никогда не исчезайте с радаров. Не успеваете — позвоните
заказчику и объясните, в чем дело. Все мы люди, все понимают.

2. Берите предоплату. Не наглейте, но и меньше 30% не берите.
Аванс — нормальная практика в любом деле, если заказчик не хочет
давать аванс и вы с ним раньше не работали — кинет с 45% уверенностью. Аванс вас не защищает на 10О%, бывает люди просто мудаки.

3. Будьте готовы к дедлайнам. И будьте готовы отвечать. Дедлаины
у вас будут, вы их не избежите, всегда хочется хапнуть больше, чем можешь сделать.

4. Составьте хорошее портфолио. 50% заказчиков не создают предложения, а просто шарятся в каталогах на на Бирже, таких можно зацепить только портфолио.