Как я работал учителем, часть 2

В первой части я рассказал про разные трудовые моменты в профессии учителя, и добавлю ещё 5 копеек.

Во-первых, что помимо обычного журнала есть ещё электронный журнал, который тоже придётся постоянно заполнять.

А во-вторых, ведь вы будете проводить контрольные или самостоятельные работы, а посему их надо будет проверять. А если вы учитель младших классов, то вы ведёте уйму кучу уроков. Поэтому часть работы уходит на дом. Поэтому я повторю ещё раз то, что говорил: быть учителем — это образ жизни, и если вы впустите в себя эти трудности, и они вам понравятся, то у вас всё получится. Проверять контрольные работы с одной стороны даже весело. Воспользуюсь случаем и приведу один пример. В этом году, до того как я ушёл, мне дали вести ОБЖ у 5-7 классов. На самостоятельной работе у 5 классов был вопрос: «Что такое экстремальная ситуация?» Ответы:

— Это когда ты застрял в пещере.

— Это ситуация в которой не надо паниковать. Например: шторм, наводнение, землетрясение

— Это когда не знаешь, где ты находишься.

— Это когда катаешься на скейтборде или на велосипеде и делаешь какие-нибудь трюки, и у тебя разбилась голова, это и есть опасность.

Что только не прочитаешь в этих работах)))

Часть 2. Работа с детьми.

Вторую часть хочется начать с одной мысли. По отдельности, они почти все хорошие детишки, с ними приятно общаться, они весёлые, жизнерадостные, добрые, но когда они вместе, их сложно контролировать.

Когда я пришёл работать в школу, то ожидал, что смогу рассказать им что-то интересное по-своему предмету, смогу разнообразить школьную жизнь, да и вообще всё будет отлично.

Я вышел на работу практически сразу, так как у школы до меня в течение 2 месяцев не было вообще учителя информатики, так как она ушла в декрет. От детей я узнал, что с прошлым учителем многие классы тупо делали презентации в PowerPoint’e и всё. Ну, думаю я, покажу им как интересно учить информатику, дам им волю выбирать! Полный надежд, я показал им учебный план, и сказал, выбирайте любую тему, которая вам нравится. Но оказалось, что детям не нравится ничего! Только один класс промямлил что-то про создание сайтов. Ну раз хоть что-то выбрали, то я начал изучать их языку HTML. Когда они поняли, что это не очень весело (а на это им потребовалось 2 минуты), они стали халтурить, переставали писать, или писали не думая, просто потому что надо. Мне это не понравилось, ведь я в школу шёл работать не для того, чтобы тупо выполнять свою работу, а чтобы заинтересовать детей. Иначе мне это неинтересно. Какой интерес учить того, кто не хочет учиться? Чуть подумав, я решил поработать с ними в Joomla (CMS — по сути программа, чтобы создать полноценный сайт за несколько кликов). Думаю, увидят как это легко может быть, интерес появится, захотят сделать какой-нибудь сайт или ещё чего. Но это их тоже не заинтересовало. Тогда-то я понял, что никому ничего не надо.

Сейчас я уже понимаю, что был наивен, ожидая чего-то сверхъестественного от школы. Надежды про то, как интересно учить детей, как интересно давать новые знания, открывать этот мир, — рухнули в одночасье. Но я не сдавался ещё пол года))

Да, было сложно их контролировать. Во всех классах есть бунтари и бунтарки, которые взрывают урок, которые отвлекают других. Почти в каждом классе есть свой шут, который своей целью считает развеселить всех своим эксцентричным поведением. Чем больше я работал в школе, тем больше понимал, что детей надо держать в ежовых рукавицах. Пусть многим покажется, что я нытик (может так и было), но мне было сложно удержать их. Мне было сложно кричать, ругаться и так далее, я не был готов к этому. Но чем больше я работал, тем больше понимал — иногда надо! Ради их блага! Но даже мой наивный взгляд на школу иногда работал. Иногда приходил какой-нибудь 8 класс и просили меня:

— Ну, пожалуйста, давайте не будем писать! У нас была контрольная работа.

Мы так устали.

Тогда я говорил им, чтобы они сидели молча и слушали. Включал им презентацию и рассказывал разные интересные вещи. И они слушали! Я пытался внести разнообразие в школу, и иногда это работало. Помню, рассказывал 8-ым классам про создание мультиков. Все знают, что мультики бывают рисованные, пластилиновые и так далее. И в конце урока мы сидели и смотрели мультик «Падал прошлогодний снег». Это было весело!))

Потом в Power Point’e мы пытались тоже нарисовать мультики: По крайней мере, они что-то делали. Работали с фантазией.

Надеюсь, вы не подумали, что всё очень плохо? Не зря же я писал, что по отдельности они хорошие ребята. Так как я молод, мне было не сложно сдружиться со многими ребятами. Был один мальчик, Саша, ему очень понравилась информатика. Я ему помогал изучать программирование. Трое мальчиков выбрали ГИА по информатике. Хотя изначально им запретили, так как до меня не было учителя вообще. Но я успел вовремя и три человека, которые запоздали с подачей документов на ГИА, успели выбрать информатику. С этим связан забавный случай. Двое из них по ГИА получили четвёрки, и я считаю, что это заслуженная оценка. Они молодцы. А один мальчик, не слушал меня, когда мы собирались на дополнительные уроки. Был уверен на 100%, что получит 5! Когда я встречал их с ГИА он вышел первым, сказав, что всё сделал. И если он напишет на 4, то застрелится (в шутку). В итоге оказалось, что он написал на три. Пусть это было и плохо, но мы долго смеялись с Сашей над этой ситуацией. Но, надеюсь, у Семёна всё вышло хорошо, ведь он ушёл после 9 класса.

У многих детей есть свои интересы, и приходится смириться с тем, что не все предметы им по душе. Я не защищаю это безделье с их стороны, но и вы согласитесь с тем, что невозможно любить все предметы? Проблема не в этом. Всё бы ничего, если бы они просто слушали, я не заставлял их углубляться в те или иные вещи. Проблема именно с поведением, с их неуважительным отношением к учителям и даже друг к другу. Когда половина учеников сидят и слушают, ведь я рассказывал интересные вещи, а вторая половина шумит. Я слишком мягок, я признаю это, даже когда я кричу, это не выглядит страшным)) поэтому мне было сложно заставить их замолчать. Порой одна часть учеников просила других заткнуться вместо меня)) а посему я делаю вывод, что есть в школе и хорошие ребятки, которые не идут на поводу у других, которые понимают что-то, может, дав им волю, показав, что учителя -тоже люди и нам тяжело, кто-то из них понял что-то более важное, чем знания? Ну, это уже так, мысли вслух)

Мне нравилось общаться с ними по отдельности. С одной девочкой мы даже ездили на шахматный турнир, на котором она благополучно меня сделала.

Старшие классы жаловались мне на учёбу и на жизнь в целом. Я вообще был удивлён, что нынче в 10 классе дети уже впадают в депрессию. То ли я был слишком наивен, то ли мир так меняется, что с детьми происходит что-то странное. Пропала эта детская радость, кто виноват в этом? Но обо всём этом потом.

В этом году пришла новая учительница информатики, а потому мне оставили только 10 часов информатики. Добавили 4 урока технологии и 9 уроков ОБЖ. Если со взрослыми детьми можно как-то общаться, и они хоть что-то понимают, то маленькие садятся на шею раз и навсегда. Я не учитель, я понял это и признал. Я люблю детей, и не могу быть сними чрезмерно строгим. Я давал им волю, это был некий эксперимент. Все мы понимаем, что дети бывают разные. Среди 5-ых классов был класс, который беспрекословно меня слушал. Когда на уроке ОБЖ была тема про опасность в этом мире, они все по очереди рассказывали свои жизненные ситуации, что с кем произошло, кто на гвоздь наступил, кто обжёгся кипятком и так далее. Было очень приятно смотреть, как они рассказывают это мне и как обсуждают друг с другом, интересуются, удивляются и так далее. А был 5-ый класс, где все очень любили шуметь, и их было невозможно утихомирить. Я не справлялся с ними!

Я не похож на учителя и авторитета у таких детей не имел. Некоторые дети тебя уважают, и потому ведут тихо, а некоторые бездельники, и чтобы вести себя тихо, им нужен авторитетный учитель, а я в 22 года не был похож на такого. Они вообще на первом уроке подумали, что я заменяю учителя, а сам из 10 или 11 класса. Но это уже, конечно, мой личный опыт. Не все учителя молодые и имеют такие проблемы.

Я ушёл, хотя долго думал об этом. Ушёл не потому, что возненавидел детей. Я ушёл потому что имел чёткое ощущение, что не справляюсь. Дети меня любили за доброту, но я с ней перебарщивал, это факт) Кнут и пряник, только так! Но я так не смог, я их разбаловал. Если бы это была не школа, а просто какой-то кружок, было бы другое дело, потому что было интересно на некоторых уроках общаться с ними на немного другие темы, нежели информатика. Когда я подал заявку на увольнение, я уже совсем чувствовал себя без сил (мне ещё остеохондроз поставили, из-за нервов видимо, ибо прошло всё), поэтому я уже особо не парился, и в последние уроки задавал им сложные логические задачки, а они пытались отвечать на них. Это было весело) Забавно, но после этого, они даже стали учиться лучше, даже интерес к предмету появился. Я даже почти пожалел, что ухожу, но всё-таки обуздал свои чувства и сделал рациональный правильный шаг.

Школа — это интересно. Учитель должен любить детей, но не разбаловать. Учитель должен учить детей, но не переборщить с нагрузкой. Учитель должен быть близок к детям, но не чрезмерно. Учитель должен уважать детей, но и не злоупотребить этим, иначе потеряет уважение. И везде эта средняя линяя, золотая середина, и если у вас есть призвание к этому, если вы действительно чувствуете, что сможете удержаться хоть как-то приближенно к этой середине, то ничего не бойтесь.

Это не всё, что я хотел бы, наверное, рассказать про работу с детьми. Но, во-первых, это уже будет ода обо мне, а не о школе, а, во-вторых, я уже начинаю путаться в мыслях.

Спасибо.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here